07.05.2021г. Воспитатель Милькова М.В.
«Развиваем речь в движении»
Одно из
важных направлений работы современных дошкольных учреждений –
преодоление недостатков психофизического развития детей.
Зачастую с
первых дней жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не только
психические, но и физические отклонения. Статистические данные показывают, что
наиболее распространенной проблемой у дошкольников является
недоразвитие речи.
Неполноценная речевая деятельность
накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой
сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической
работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной
памяти.
Нарушения в интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфере ребенка индивидуальны, их нельзя типологизировать по
логопедическому диагнозу. В большей степени они зависят от причины дефекта,
сопутствующих нарушений (органических травм,
функциональных расстройств) и социального опыта.
Дети с
общим недоразвитием речи отстают
от нормально развивающихся сверстников
в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам,
нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Им трудно выполнять некоторые движения:
перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары
о пол с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. Недостаточная
координация отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и
артикуляторной. У детей, имеющих речевые расстройства, обычно наблюдаются
тяжелая походка на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги,
опускание головы, неравномерность шагов.
Дети с
нарушением речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них
есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими
упражнениями. У таких детей изменен мышечный тонус, поэтому особое внимание
нужно уделять упражнениям на осанку, и активное расслабление и напряжение мышц.
Разная амплитуда и скорость движений помогают
регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений
со стихами стимулирует развитие
речи, артикуляции и силы голоса.
При выполнении физических упражнений организму
требуется больше кислорода, однако дети с онр при выполнении даже сравнительно
легких движений нередко задерживают
дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду
с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого
дыхания (диафрагмального); короткий вдох – длительный выдох.
Слабое развитие мелкой моторики,
пространственно-временной ориентировки и зрительно-моторной координации могут
стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы
овладения речью и письмом, создавать
условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
В
физкультурные занятия включать не только логопедические задания, но и
специальные упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной
ноги на другую, игры-эстафеты, игры с мячом и др., направленные на формирование
самоконтроля, зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной
координации движений. Комплексные занятия
способствуют быстрому развитию звукопроизношения
и связной речи, помогают выучить грамоту.
Упражнение «Тень»
Цели: - научить
детей понимать схематическое изображение позы человека;
- развивать
точность движений.
Изобразить такое же движение,
что и человек на рисунке-схеме.
Упражнение «Перейди по мостику»
Вариант 1:
Цель: - развивать фонематический слух,
координацию движений, чувство ритма.
Дети по очереди проходят по спортивному снаряду,
сохраняя равновесие,и произносят слоги: са-за-са,
ка-га-ка, да-та-да и др.
Вариант 2:
Цели: - развивать чувство ритма,
координацию движений;
- выработать правильную осанку.
Дети по очереди проходят по спортивному снаряду,
сопровождая каждый шаг хлопком в ладоши поочередно перед собой и позади.
Игры с мячом широко используются для развития координации движений,
тренировки их четкости и точности, усвоения принципа слогового анализа.
Упражнение «Доскажи словечко»
Цели: - развивать четкость и
точность движений;
- усвоить принцип слогового анализа;
Педагог бросает мяч ребенку и называет первый слог,
ребенок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом.
Упражнение «Радисты»
Цель: - развивать чувство ритма,
фонематический слух, речедвигательную координацию.
Дети, ударяя мячом о пол, повторяют заданный
ритмический рисунок.
Упражнение «Лодочка»
Цель: - развивать чувство ритма, зрительно-пространственные
представления.
Дети сидят друг за другом, вместе проговаривая и
имитируя указанные движения:
Динь-дон, динь-дон,
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает,
Дружно к берегу гребем,
Вправо к берегу плывем,
Влево к берегу гребем.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко.
Включение, в занятие ритмических движений, улучшает эмоциональный
настрой, дает возможность самовыражения.Формированию
зрительно-пространственных представлений способствуют игры с флажками:
Упражнение «Регулировщики»
Цель: - развивать зрительно-пространственные
представления, координацию.
Дети повторяют за педагогом ряд движений с флажками в руках.
Упражнение «Собери по схеме»
Цель: - развивать зрительно-пространственные
представления.
Дети должны повторить при помощи колец и конусов
рисунок-схему.
Развитию навыка звукового анализа, ловкости и координации способствуют
игры-эстафеты.
Игра – эстафета «Составь слово»
Дети делятся на две команды. Педагог называет слово.
Задача детей – с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова. По
сигналу педагога дети по очереди берут мячи, цвет которых обозначает заданный
звук, подбегают к ориентиру, оставляют мяч, соблюдая последовательность в
звуковой схеме слова, и возвращаются назад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий