Методическая страничка

 

07.05.2021г.                                                                         Воспитатель Милькова М.В.

«Развиваем речь в движении»

  Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей.

Зачастую с первых дней жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не только психические, но и физические отклонения. Статистические данные показывают, что наиболее распространенной проблемой у дошкольников является недоразвитие речи.

     Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти.

    Нарушения в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере ребенка индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу. В большей степени они зависят от причины дефекта, сопутствующих нарушений (органических травм, функциональных расстройств) и социального опыта.

     Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять некоторые движения: перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары о пол с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. Недостаточная координация отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. У детей, имеющих речевые расстройства, обычно наблюдаются тяжелая походка на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов.

   Дети с нарушением речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями. У таких детей изменен мышечный тонус, поэтому особое внимание нужно уделять упражнениям на осанку, и активное расслабление и напряжение мышц. Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса.

При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с онр при выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания (диафрагмального); короткий вдох – длительный выдох.

    Слабое развитие мелкой моторики, пространственно-временной ориентировки и зрительно-моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

    В физкультурные занятия включать не только логопедические задания, но и специальные упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую, игры-эстафеты, игры с мячом и др., направленные на формирование самоконтроля, зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной координации движений. Комплексные занятия способствуют быстрому развитию звукопроизношения и связной речи, помогают выучить грамоту.

Упражнение «Тень»

Цели: - научить детей понимать схематическое изображение позы человека;

развивать точность движений.

Изобразить такое же движение, что и человек на рисунке-схеме.

Упражнение «Перейди по мостику»

Вариант 1:

Цель: - развивать фонематический слух, координацию движений, чувство ритма.

Дети по очереди проходят по спортивному снаряду, сохраняя равновесие,и произносят слоги: са-за-са, ка-га-ка, да-та-да и др.

Вариант 2:

Цели: - развивать чувство ритма, координацию движений;

- выработать правильную осанку.

Дети по очереди проходят по спортивному снаряду, сопровождая каждый шаг хлопком в ладоши поочередно перед собой и позади.

Игры с мячом широко используются для развития координации движений, тренировки их четкости и точности, усвоения принципа слогового анализа.

Упражнение «Доскажи словечко»

Цели: - развивать четкость и точность движений;

- усвоить принцип слогового анализа;

Педагог бросает мяч ребенку и называет первый слог, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом.

Упражнение «Радисты»

Цель: - развивать чувство ритма, фонематический слух, речедвигательную координацию.

Дети, ударяя мячом о пол, повторяют заданный ритмический рисунок.

Упражнение «Лодочка»

Цель: - развивать чувство ритма, зрительно-пространственные представления.

Дети сидят друг за другом, вместе проговаривая и имитируя указанные движения: Динь-дон, динь-дон,

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает,

Дружно к берегу гребем,

Вправо к берегу плывем,

Влево к берегу гребем.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

Включение, в занятие ритмических движений, улучшает эмоциональный настрой, дает возможность самовыражения.Формированию зрительно-пространственных представлений способствуют игры с флажками:

Упражнение «Регулировщики»

Цель: - развивать зрительно-пространственные представления, координацию.

Дети повторяют за педагогом ряд движений с флажками в руках.

Упражнение «Собери по схеме»

Цель: - развивать зрительно-пространственные представления.

Дети должны повторить при помощи колец и конусов рисунок-схему.

Развитию навыка звукового анализа, ловкости и координации способствуют игры-эстафеты.

Игра – эстафета «Составь слово»

Дети делятся на две команды. Педагог называет слово. Задача детей – с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова. По сигналу педагога дети по очереди берут мячи, цвет которых обозначает заданный звук, подбегают к ориентиру, оставляют мяч, соблюдая последовательность в звуковой схеме слова, и возвращаются назад.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий